24 сентября Центр «Церковь и МО» провел ХХ секцию VI Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) под названием «Церковь и кризис глобального информационного общества».
Проблематика нашей секции была выбрана не случайно. Роль Церкви в современном информационном обществе в последнее время вызывает большой интерес в церковных и академических кругах. Так, в марте в Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошёл представительный круглый стол по этой проблеме с участием в т.ч. учёных МГИМО, который показал её теоретическую и практическую актуальность. Работа нашей секции стала своеобразным продолжением этих обсуждений.
В ней приняло участие около 30 человек, в том числе – 9 докладчиков. Тематика докладов была весьма широкой и подчас выходила за рамки обозначенной темы. Рассматривались философские, этические, правовые и культурно-религиозные аспекты проблематики, связанной с ролью Церкви и религии в современном глобальном информационном пространстве. Разнообразен был и круг докладчиков – от маститых столичных учёных до аспирантов и даже студентов-старшекурсников региональных вузов. Отличительной чертой работы секции было активное участие в дискуссиях студентов МГИМО.
Зав. кафедрой философии МГИМО проф. А.В.Шестопал сделал в своем докладе целый ряд глубоких замечаний о процессе развития западного мира от постиндустриального к постсекулярному обществу и о диалоге между представителями христианских церквей и секулярным сообществом. Профессор кафедры дипломатии Т.В.Зонова в своём докладе подняла интересную тему о вкладе западных христианских мыслителей XX века – протестанта Рейнгольда Нибура и католика Ла Пиры во внешнеполитическую мысль своего времени. Думается, что эта тема заслуживает дальнейшего серьёзного изучения, в том числе – и на материале других мировых религий и исторических эпох.
Наибольшие споры возникли вокруг докладов о секьюритизации духовности (Агапов и Боровкова, Тюменский госуниверситет) и о кризисе католической церкви в условиях информационного общества (Сергиенко, МГИМО). Авторы первого из этих докладов подвергли критическому анализу деятельность РПЦ по защите духовности (отсюда – термин секьюритизация). Эта деятельность, на их взгляд, грешит претензией на монополизацию духовных ценностей Русской Православной Церковью и ведется без достаточного обсуждения с общественностью. Их оппоненты подчёркивали неготовность российского государства к более коллегиальному обсуждению этой темы, а также реальное наличие в российском обществе глубоких духовно-нравственных проблем, с которыми на практике успешно борется только РПЦ.
В.А. Сергиенко в своём докладе поставил современный нравственный кризис католической иерархии в контекст глобального информационного общества, доказывая, что огромные возможности этого общества в передаче и глобальном распространении информации лишь сделали явными те пороки католических священников, которыми всегда страдал католицизм. Оппоненты оспаривали отождествление этих злоупотреблений с кризисом католицизма как вероисповедания.
Ещё одной темой дискуссий на секции стал вопрос о соотношении проблем и возможностей, встающих перед Церковью в условиях глобального информационного общества. В дискурсе последних лет основной упор обычно делается на негативных последствиях информационной глобализации для Церкви и духовности в целом. У нас на секции прозвучали и другие мнения. В частности, в докладах В.В.Рулинского и В.В.Печатнова намечались конкретные пути использования возможностей современного информационного общества для укрепления авторитета и влияния Церкви.
В целом, можно сказать, что работа секции прошла успешно и способствовала дальнейшей разработке данной проблематики.
Непосредственную организационную подготовку секции осуществил ответственный секретарь Центра "Церковь и МО" В.А.Сергиенко, а заседание вели ген. директор Центра проф. А.Б.Зубов и ученый секретарь Центра В.В.Печатнов.
В.В.Печатнов
В программе VI конвента РАМИ, посвященного осмыслению проблем, вставших перед мировым сообществом во время финансового кризиса и связанного с ним кризиса доверия, нашлось место и для секции о Церкви. В пятницу вечером, 24 сентября, в небольшой аудитории 210 нового корпуса МГИМО едва хватило места для докладчиков, а когда на заседание секции с целой группой студентов пришел директор Центра «Церковь и международные отношения» Андрей Борисович Зубов, то и вовсе пришлось приносить стулья из соседних комнат.
В своих докладах участники секции развернули панораму, в которой детально обрисовали положение Церкви в водовороте информационных потоков, обозначили угрозы, стоящие перед ней и наметили пути укрепления позиций Церкви.
Так заведующий кафедрой философии МГИМО Алексей Шестопал призвал к диалогу постиндустриального и постсекулярного обществ. По его словам, в 1990-е годы возникло понимание, что снижение роли религии в мире — это вовсе не мейнстрим мирового развития, а скорее маргинальная черта. В этих условиях появилась необходимость для постиндустриального общества научиться диалогу с носителями возродившегося религиозного сознания. Здесь профессор Шестопал, попеняв пострелигиозному обществу за то, что его трансцендентная вера часто вырождается в культ силы, в то же время отметил, что в диалоге обе стороны не должны утрачивать свою идентичность. Для Церкви чрезмерное увлечение политикой чревато превращением в политическую партию, как это фактически произошло с католической «теологией освобождения». Для светских институтов, лишенных метафизического ценностного регулятора поведения, усвоение морального абсолютизма религии также угрожает утратой понимания своей подлинной роли в обществе, отметил заведующий кафедрой. На этом пути партии легко превращаются в квази-церкви и устремляются к духовной монополии над людьми.
Профессор кафедры дипломатии МГИМО Татьяна Зонова посвятила свое выступление анализу позиций двух мыслителей христианского запада в ХХ веке — Рейнхольда Нибура и Джорджио Ла Пиры. Первый из них был кальвинистским теологом, подчеркивавшим могущество зла в мире и греховную сущность человека, второй — видным деятелем Католической церкви, мэром Флоренции, горячо верившим в исправление коммунистов и невозможность войны в атомную эру. По словам Зоновой, Нибур во всех действиях людей и политических организаций усматривал эгоизм, поэтому стал одним из основателей теории реализма в политологии. Он поддерживал жесткую борьбу против тех, кого считал носителями зла. Протестантский теолог одобрял ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также считал слишком слабыми преследования коммунистов в послевоенных США. В свою очередь Ла Пира, один из авторов конституции Италии, значительные силы тратил на миротворческую деятельность. Он посредничал между американцами и правительством Хошимина во время войны во Вьетнаме, пытался устроить трехстороннюю встречу Папы римского, Хрущева и Кеннеди, выступил с инициативой запрета нейтронной бомбы. В завершении доклада профессор кафедры дипломатии задалась вопросом, не объясняется ли различие взглядов Нибура и Ла Пиры спецификой кальвинистской и католической религиозности.
Модератор секции «Церковь и кризис глобального информационного общества», преподаватель кафедры философии МГИМО Валентин Печатнов подробно остановился на угрозах, которые несут Церкви размывающие традиционные ценности потоки неконтролируемой информации. Пресс-секретарь синодального отдела по благотворительности РПЦ Василий Рулинский, напротив, подчеркнул, что Церковь способна использовать каналы глобального информационного общества в нуждах своего служения, и этого не нужно бояться. В качестве примера Рулинский привел ту значительную материальную помощь погорельцам, которую отдел по благотворительности Русской православной церкви организовал с помощью интернет-сообщества летом этого года. По словам пресс-секретаря, подобное сотрудничество дает невоцерковленным людям почувствовать дух любви и братства, которым живет Церковь.
Преподаватель Государственной академии славянской культуры Максим Варакин в своем докладе отметил, что только христианский, святоотеческий взгляд на мир способен помочь людям преодолеть острый кризис одиночества. Традиция Церкви даст человеку возможность узреть в созерцательном одиночестве не зло, а творческую лабораторию духа, путь для еще большего единства с Богом и людьми, ведь молитвенная связь с другими намного сильнее физических отношений, уверен Варакин.
Об отрицательном опыте взаимодействия Церкви и общества рассказали в своих докладах студентка Тюменского государственного университета Кристина Боровкова и аспирант кафедры философии МГИМО Вадим Сергиенко. Студентка из Сибири отметила неспособность РПЦ вести адекватный диалог с обществом. По мнению Боровковой, доводя свои нужды до общества и государства, Московский патриархат не пытается в диалоге разъяснить смысл используемых им понятий (таких как «духовность») и четко обосновать причины своей озабоченности теми или иными проблемами, а использует метод запугивания, сводя предмет дискуссии к проблемам безопасности, о которых много говорить не стоит — нужно действовать. Этот доклад вызвал среди участников секции и зрителей активное обсуждение. Оппоненты Боровковой указывали, что если части российского общества непонятна проблема «духовности», преподносимая РПЦ, то ей необходимо было навязать представителям православия диалог в тех формах, которые ей предпочтительнее. А поскольку недовольство введением преподавания «Основ православной культуры» в школе не смогло консолидировать противников церковной инициативы, то это свидетельствует о пассивности самого общества или его безразличии к проблеме оскудения духовности, которую совместно пытаются решать российское государство и РПЦ.
Аспирант МГИМО в своем докладе постарался объяснить причины мощной кампании против Римско-Католической церкви, развернувшейся на Западе в связи с проблемой педофилии. По его мнению, к ситуации кризиса, общественного суда над Католической церковью привели, прежде всего, грехи самих верующих и духовенства. Однако детонатором для динамита неправедности, накопленного РКЦ за долгие годы, стало усиливающееся ожесточение западного секулярного общества против религии, отметил Сергиенко. По его мнению, в условиях глобального информационного общества резко возрастает ответственность верующих и их пастырей. Теперь информация о преступлении любого из них будет очень быстро распространена по всему миру и нанесет удар по положению Церкви в обществе и ее служению любви. Религиозный принцип «грех одного падает на всех» сегодня стал доказуем с помощью интернета, утверждает аспирант кафедры философии.
Вадим СЕРГИЕНКО,
Факультет международной журналистики